|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
![]() |
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||
Рахимбаев Нариман Аликович родился в Самарканде 28 ноября 1927 года. В 22 года окончил Самаркандское художественное училище под началом мастеров живописи П.П. Бенькова и З.М. Ковалевской, вырастившие плеяду будущих мастеров узбекской живописи. В 1955 году окончил художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК). И в тот же год вернулся в Ташкент, где его приняли на киностудию "Узбекфильм" художником-постановщиком, а в дальнейшем он стал главным художником киностудии.
«С киностудией Узбекистана связана вся творческая жизнь этого художника, его имя значится в титрах десятков картин, многие из которых вошли в число достижений советского киноискусства» (здесь и далее цитаты из книги А.Сосновской «Нариман Рахимбаев»).
Творческий путь художника кино невозможен без совместной работы рука об руку с режиссерами, операторами, актерами. И на этом пути Нариману повезло встретиться с такими именитыми режиссерами и операторами, как Равиль Батыров, Шухрат Аббасов, Латиф Файзиев, Юлдаш Агзамов, Михаил Краснянский, Александр Панн, Хабиб Файзиев. «Присущее ему чувство партнерства, умение слушать своих соавторов, такт и дружелюбие позволили ему работать с разными режиссерами и операторами на всех этапах творчества находить те формы и приемы, которые оказывались наиболее органичными для выражения идеи фильма, режиссерского замысла». Нариман Рахимбаев работал примерно над 30-ю кинолентами. Основные работы: «Ташкент – город хлебный» (1967), «Яблоки сорок первого года» (1969), «Ты не сирота» (1962), «Птичка-невеличка» (1959), «Звезда Улугбека» (1965), «Сыны отечества» (1968), «Незабытая песня» (1974), «Горькая ягода» (1975), «Любовь и ярость» (1978), «На ринг вызывается» (1979). Его работы экспонировались на 36 выставках международного уровня в Узбекистане, России, Белоруссии, Казахстане, Азербайджане, Грузии, Таджикистане, Марокко, Бразилии. Член Союза художников СССР, награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета УзССР. Нариману Рахимбаеву присвоено звание «Заслуженный работник культуры Узбекской ССР».
Как бы мне хотелось хотя бы раз в жизни увидеть деда, но мне суждено было родиться уже после его смерти. О нем я знаю из рассказов бабушки, Антонины Павловны Саенко, как она оплакивала его много лет спустя, как любила до конца своих дней. Многое от деда угадывалось в отце. Вот этот самый «характер», о котором написано выше, был генетически передан от деда. Его сын Анатолий, став фоторепортером, всегда считал так: если на нескольких отснятых пленках есть хотя бы один ценный кадр, значит, съемка удалась. Он тоже не знал, что такое свободное от работы время. Работа была смыслом его жизни. И тут, я догадываюсь, это трудолюбие и полную отдачу себя искусству было впитано им от отца Наримана. Подарив своему сыну первую фотокамеру, Нариман, тем не менее, был против поступления сына на операторский факультет. Он «не видел в этом талантов». А много лет спустя, став признанным фотохудожником Узбекистана, Анатолий с горечью невозвратности времени произносил: «Видел бы папа мои работы», также как я сейчас до кома в груди, до слез жалею, что своего внука не знает мой отец, не видит, как в свои 5 лет он хорошо рисует и я, не скрою, питаю надежды, что этот талант тоже на генетическом уровне. Надеюсь, и характер передастся. Неразрывно ощущаю связь дед Нариман – отец Анатолий – сын Анатолий. Внучка Наримана - Юлия Рахимбаева.
*** Нариман Аликович Рахимбаев похоронен в Ташкенте на Боткинском кладбище. Он умер, будучи в рабочей командировке в Риге во время съемок фильма от сердечной недостаточности 25 июня 1979 года. Ему был всего 51 год. Его жена Антонина Павловна Саенко прожила еще 23 года. Ее не стало в 2002 году. Похоронена рядом с Нариманом. Их дочь Ирина Наримановна Шевалдина была ведущим врачом Ташкента (зам.глав.врача госпиталя МВД, в звании полковник). Скоропостижно скончалась в 2009 году, в возрасте 54 лет, похоронена рядом с родителями. Их сын Анатолий Нариманович Рахимбаев похоронен в Москве на Хованском кладбище.
![]() |
![]() |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |