|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
![]() |
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||
Вспоминает семьямарт 2015. На сайте ничего не написано о внуках Анатолия. 15.03.2011 День рождения папы в нашей семье был всегда особенным праздником. Очень уютным, домашним и долгожданным. Мы с мамой пекли для папы самый вкусный торт. И даже во времена глубокого дефицита удивляли его приятным подарком. В последний день рождения в 2005, помню грустного папу, очень задумчивого, как будто что-то предчувствующего. Потом была краткосрочная, но очень насыщенная поездка в Ташкент, за время которой он успел не только отснять материал для «Известий», но и увидеть всех родственников, побывать на могилах у родителей и даже пройтись по улицам родного двора. В этом марте нашему папе исполнилось бы всего 54… В память о папеНе знаю, что сказать, что написать... Сын Назар, 16 лет, апрель 2005 г. Первый фотоаппарат папе подарил его отец (мой дед Рахимбаев Нариман Аликович) — художник киностудии «Узбекфильм». Это был Зенит Е, которым он снимал своих одноклассников. А потом и однокурсников геологического факультета ТашГУ. Студенческие годы отец всегда вспоминал с улыбкой, преподавателей — с уважением, а горы и пустыни, в которых проходила практика — с любовью. Он был по-настоящему влюблен в пески пустыни Кызыл-Кум, раскаленные солнцем; в камни среднеазиатских гор, которые изучал при раскопках; в природу, которая окружала его повсюду. Геологии он посвятил 12 лет, стал старшим геологом, но увлечение фотографией всё-таки перетянуло. Свои первые снимки он выставлял в фотоклубе «Панорама». Его заметили. Предложили работать фотокорреспондентом в газете «Ташкентская правда». Но осталась страсть путешествовать, жить в трудных условиях жарких пустынь. Он всегда с охотой туда ездил, а когда поездки на время прекращались, вспоминал: «Эх, сейчас бы в Кызыл-Кумы ... в жару... Как красиво, когда пустыня цветёт!». Первую мини-лабораторию для печати фотографий составляли две ванночки с проявителем и фиксажем, красный фонарь и увеличитель любительского уровня. Все это размещалось в ванной комнате, как собственно, и у многих в то время увлеченных фотопечатью людей. А потом в нашей квартире появилась целая лаборатория. Фотографии папа отдавал все свое время и понятия «свободного» от фотографии времени просто не было. Каждый вечер он закрывался в лаборатории и творил до глубокой ночи. Парадоксально, но нет ни одной фотографии с папой за работой в домашней лаборатории.
Вот так по-домашнему рождались серии репортажей, отбирались фотографии для конкурсов и выставок.
В 1990 году три фоторепортера Владимир Дубровский (сейчас проживает и работает в Новосибирске), Марат Балтабаев (ныне московский репортер) и Анатолий Рахимбаев организовали экспедицию в регион Аральского моря. Серия репортажей по Аральскому региону стала для отца «визитной карточкой» в фотожурналистике за целое десятилетие (с 1990 по 2000 год). Раз в два-три года он выезжал на место трагедии, переживал и проживал те проблемы, которые достались местным жителям, улавливал разницу за прошедшее время и находил все новые области для репортажной фотографии. С годами местные жители стали узнавать его и принимать за родного. Он привозил им ташкентскую прессу, на страницах которой публиковали материалы об Аральском регионе с его фотографиями.
В 1994 году фотографиями по Аралу интересуется представительство ООН в Ташкенте и организовывает выставку под девизом «Одна Земля — одна Семья». А под патронажем ЮНЕСКО в Париже проходит персональная фотовыставка «Реквием по Аралу». После каждой поездки на Арал отец привозил сильные репортажные фотографии, которые экспонировались на различных выставках. К примеру, в 1997 году выставка «Международные аспекты экологической трагедии Аральского моря» проходила в ФРГ (Санкт-Августин). А через месяц Фонд Конрада Аденауэра открыл экологическую выставку в Бишкеке. В 2003 году жюри ежегодного конкурса «Interfoto» присудили 3 место за фотопроект «Средняя Азия, район Аральского моря» в категории «Природа и окружающая среда».
Когда отцу стала интересна медицинская тема, и он снимал в операционных, делился с нами впечатлениями о том, каково неподготовленному человеку присутствовать на привычном для медиков деле. Как трясутся руки, и невозможно навести резкость, наблюдая в объективе траекторию скальпеля. А через какое-то время охвачен тем, как оперируемое сердце отбивает ритм, как ответственна работа хирурга.
Работа в «Известиях» подарила ему много интересных и сильных фоторепортажей, и одновременно отняла силы, потраченные на бесконечные съемки пресс-конференций, новостроек Москвы и съезды Думы. Это газетная текучка, от которой никуда не деться штатным журналистам. Знаковой стала встреча отца с известным фоторепортером агентства «Magnum» Георгием Пинхасовым. Тот мастер-класс, который преподнес Пинхасов, оказал сильное влияние на дальнейший стиль фототворчества папы. Папа был очень эмоциональным, я бы сказала, сентиментальным человеком. И со съемок он возвращался под глубоким впечатлением. Равнодушным его не оставляла ни одна съемка и это чувствуется по его репортажам. Спасение людей из-под обломков Трансвааль-парка; смог, окутавший Москву; жертвы терактов, скорбь близких — в его душе и сердце отражались переживаниями, сочувствиями. А встречи с актерами, кинорежиссерами ему приносили ощущение счастья и радости. Он очень уважал и любил людей. Папа был очень заботливым, мудрым и порядочным человеком. И эти качества прививал нам с Назаром (мой младший брат). Мы могли не видеть его месяц-два, он уезжал в командировки, сначала в геологические, потом с фотоаппаратом в руках, но мы всегда с нетерпением ждали его возвращения.
Каждое утро в нашей семье начиналось по-светлому, даже если за окном было пасмурно. Папа любил гренки, у него они получались особенно вкусными. А главное, каждого из нас поднимал аромат настоящего кофе, который разливался по всей квартире. Эти ассоциации отложились где-то в подсознании. Я включаю музыку, которую любил папа, жарю гренки и варю кофе. И в это время мне верится, что папа рядом с нами.
Его плов на дни рождения друзей был самым вкусным и по-настоящему узбекским! Его неординарная внешность — длинные с проседью волосы, борода и лучезарные глаза — запоминались посторонним. Чувство гордости за отца вызывает уважительное отношение коллег к нему. Я ни разу не услышала ни одного недоброго слова о папе, как о человеке, и о его профессионализме. Его ценят и уважают. И я горжусь за отца. Я бегала с ним по редакциям ташкентских газет, когда была совсем маленькой, и потом, когда проходила практику по журналистике. А в Москве мы работали в одном здании «Известий». Мой дед, работая главным художником на киностудии «Узбекфильм», часто брал маленького Толю на съемки фильмов. Заканчивая школу, мой будущий папа думал о поступлении на кинооператорский. Но дед не одобрил такого решения, сказал, как отрезал, что не видит для этого талантов. Много лет спустя, отец сотрудничал с немецкой киностудией на съемках фильма "Побег из ГУЛАГа". Он был фотографом этой картины везде, где шли съемки: Ташкент, Карелия, Германия. Кинооператором он не стал, но видение мира через объектив ему, оказалось, дано от природы. Он много раз вспоминал слова своего отца и с грустью произносил: «Видел бы папа мои работы». Своего отца он потерял так же рано.
Дочь Юлия Любимому папе
Сын Назар, 14 лет, 15 марта 2003 г. ![]() |
![]() |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |